Принимаем новую квартиру. На что смотреть?
На сегодняшний день жилищное строительство развивается достаточно стремительно, хоть и не всегда стабильно. А это значит, что все больше и больше людей становятся обладателями собственной новостройки. А это, в свою очередь, значит, что все эти счастливчики проходят через достаточно увлекательные и, в тоже время, непростые стадии ремонта.
Первый, физически ощутимый, этап в этом нелегком процессе – это приемка квартиры. Что означает приемка простыми словами? Это, когда застройщик (или уполномоченный подрядчик) согласовывает с вами качество выполненных работ. Тут стоит уточнить, что все, написанное ниже, относиться, в большей степени, к домам крупнопанельного домостроения. Мы решили остановиться именно на них, т.к. бОльшая часть новостроек в Гродненской области – панельные. Монолитные конструкции, в свою очередь, имеют ряд своих особенностей.
В итоге, вами и представителем подрядчика должна быть подписана расписка об отсутствии претензий, в котором будет указано, что ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ замечаний к качеству выполненных работ. Однако, прежде, чем ее подписать, внимательно обследуйте состояние квартиры, руководствуясь следующими ПРАВИЛАМИ:
- смотрите все недочеты в светлое время суток (вы просто не сможете оценить стекла в темноте)
- все фиксируйте и сообщайте представителю застройщика.
Все на самом деле не так страшно, как кажется на первый взгляд. На практике есть три подхода к приемке новой квартиры:
- Собственник принципиально дотошно проверяет каждый квадрат своей жилплощади и фиксирует все замечания. После попыток представителя застройщика убедить собственника, что все, что он указал в замечаниях, находится по ТНПА в пределах нормы, самозабвенно отстаивает свою правоту, ссылаясь на соответствующие пункты регулирующих документов. Затем находится какой-то компромисс, устанавливаются сроки для устранения недочетов. Но времени и нервов этот процесс забирает изрядно.
- Собственник дотошно, со знанием ТНПА, определяет перечень дефектов, но, руководствуясь народной мудростью «если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам», договаривается со строителями о компромиссном решении до того, как последние начнут переделывать свою работу. Какое это будет решение, зависит от каждого конкретного случая. Для примера, исполнитель должен вам покрасить лоджию изнутри. А вам эта крашеная стена даром не нужна, ведь вы собираетесь стены отделывать камнем. Зачем вам потом сдирать эту краску, а бригаде красить эту стену. Можно договориться, чтобы строители отлили вам краски (сколько положено вашей стене), а вы потом найдете ей применение.
- Собственник хочет заселиться как можно быстрее, проверяет квартиру на очевидные дефекты и со спокойной душой подписывает все документы. На практике – это один из самых часто выбираемых путей. Ведь то, что сейчас вам покажется принципиально важным нюансом, в процессе ремонта может оказаться бессмысленным или легко устранимым. Так зачем тратить здоровье на препирания и терять время на переделки.
Ниже мы приведем перечень базовых пунктов, которые вы должны оценить в процессе обхода квартиры.
Зоны проверки | На что обращать внимание |
---|---|
ОКНО (заранее возьмите с собой тряпочку, чтобы протереть окно) |
|
ПОЛ и СТЕНЫ |
|
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ |
|
КОМПЛЕКТНОСТЬ и СОСТОЯНИЕ |
|




Состояние электро- и водоснабжения в день приемки квартиры оценить, скорее всего, не удастся, т.к. эти коммуникации обычно подключаются позже. Когда вас пригласят проверить эти пункты, проконтролируйте, чтобы:
- все горело равномерно и без перебоев
- работал звонок и домофон
- из стен не торчали бесхозные провода
- элементы монтажной сантехники не пропускали воду
В принципе, все вышеописанное и так логично. Как показывает практика, основная масса косяков всплывает не сразу. Поэтому, не стоит забывать, что каждый новый дом имеет гарантийный срок, в течение которого собственники имеют право требовать устранение выявленных в процессе эксплуатации дома недочетов. Причем имейте в виду, гарантийный срок … он разный: на выполненные работы 5 лет, на установленное оборудование (газосчетчики, диф автоматы) – на срок, определенный для него заводом изготовителем и т.д. Поэтому еще раз подчеркиваем ВСЕ ФИКСИРУЙТЕ и СООБЩАЙТЕ УПОЛНОМОЧЕННОМУ ЛИЦУ (представителю застройщика). Если в работе с отделом качества появятся сложности, то подключайте к этому процессу своего председателя.
Так же, не лишним будет подчеркнуть, что, покупая квартиру в многоквартирном доме, вы становитесь собственником не только своих родных квадратов, но и всего вокруг них: подъезд, крыша, малые архитектурные формы (лавочки, детские площадки и т.д.). Все это называется совместным имуществом, а это значит: часть подъезда, крыши и лавочки под подъездом –ваша. Поэтому еще один совет: не оставайтесь безразличными к состоянию пространства вокруг вас. Фиксируйте все недочеты и дефекты и сигнализируйте председателю организации собственников. По закону – это, в том числе, ваша собственность, так пусть тогда будет сделана с толком.